ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич
(1863-1919) - русский историк, социолог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. С 1890 - профессор Петербургского университета. Вел семинар и читал лекции по методологии истории. После Февральской революции возглавил кафедру социологии в Петроградском университете. Занимался подготовкой и изданием сборников русских исторических документов. Действительный член Российской академии наук. Первый председатель Русского социологического общества им. Ковалевского (1916-1918). Участвовал в сборнике "Проблемы идеализма" (1902). Основная теоретическая работа - "Методология истории" в двух томах (1910-1911), выдержавшая четыре издания. В своей методологической позиции эволюционизировал от позитивизма к неокантианству.

Основное внимание Л.-Д. уделял проблеме специфики социального познания, социологических и исторических методов исследования. Цель методологии, по Л.-Д., - дать целостную систему методов и принципов научного мышления: 1) проясняющую используемые понятия; 2) организующую профессиональное мышление; 3) выявляющую механизм понимания в ходе познания. Теория познания, по Л.-Д., должна: 1) выявить соотношение априорных и эмпирических компонентов в познании; 2) определить основания достоверности и общезначимости знания; 3) дать целостность разрозненным представлениям; 4) оценить знание как единичное или общее. Только определив все эти свои основания, социальная наука  может претендовать на самостоятельный статус. В основании социального познания находится психология как ведущая наука о духе. Ее цель - выяснение психического содержания социокультурных факторов с последующей их типологизацией. Основные типологизирующие дисциплины - социология (номотетическая наука) и история (идеографическая наука), но и та, и другая по-своему отражают психическую закономерность. Основная мотивация поступков и действий индивида исходит из его внутренней свободы (как свободы от внешней детерминации). Только осознание причины как мотива может через воление выливаться в действие. Поэтому социология - также наука о духе, изучающая особую психологическую форму законосообразности, под которой понимается абсолютно безусловная цель, определяющая структуру массовой деятельности и формы ее развертывания и реализации. Исторический прогресс - это все более ясное осознание этой цели и последовательная ее реализация. "Тип" как познавательная конструкция опосредует отношения случайного и закономерного. Различают "идеальный тип"  (чисто мыслительный идеальный конструкт), "репрезентативный тип" (которому могут соответствовать многие единичные факты) и "генеалогический тип" (сходство отдельных экземпляров и их признаков на основе общего происхождения). За исключением последнего случая типология не является объяснением систематики, провоцирующей индуктивное изучение явлений и событий, которое может вывести на формулирование определенных законов.

По мысли Л.-Д., тип всегда есть обобщение, хотя его объем может быть различным. С формальной точки зрения, тип как понятие о группе сходных между собой объектов и их признаков может быть понят двояко: 1) как тип морфологический (группа формальных свойств); 2) как тип феноменологический (превращения группы формальных свойств). Социология фиксируется на первом, история - на втором типах. Глубинное основание теории и методологии познания - учение о ценностях. С точки зрения Л.-Д., ценности различаются на обоснованные и общепризнанные, которые далеко не всегда совпадают между собой. Ценность обосновывается целью (или нормой). Однако явление, событие или факт приобретают историческое значение, только получая распространение, т.е. становясь ценностью общепризнанной. Конечная цель исследования - познание социально-исторических связей в их целостности. Социологию интересуют условия устойчивости целостности, историю - развитие (изменение) целостности. Тем самым социология и история взаимопроникают друг в друга (несмотря на противоположную направленность своих методов) и выполняют "обрамляющую" функцию по отношению к гуманитарному знанию. Общий же постулат социогуманитарного познания - признание чужой одушевленности (отсюда особая роль психологии). Само объектирование наших восприятий находится в зависимости от допущения в нашем сознании, что данный объект признается реально существующим и другими Я (другими сознаниями). Мое и чужое Я - взаимнообусловливающие друг друга части одного целого, и изучение их психического взаимодействия, конституирующего это целое, - суть социального познания.

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. . 2003.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич" в других словарях:

  • Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич — Александр Сергеевич Лаппо Данилевский Дата рождения: 15 (27) января 1863(1863 01 27) Место рождения: имение Удачное при селе Мало Софиевке, Гуляйпольская волость, Верхнеднепровский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя… …   Википедия

  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич — Лаппо Данилевский, Александр Сергеевич историк. Родился 15 января 1863 г., образование получил на историко филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, составил обозрение Скифских древностей , напечатанное в Записках… …   Биографический словарь

  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич — [15(27).1.1863, с. Удачное Верхнеднепровского у., ныне Днепропетровской области, ≈ 7.2.1919, Петроград], русский историк, член Петербургской АН (1899); по политическим взглядам был близок к кадетам. Из дворян Екатеринославской губернии. В 1886… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич — (1863 1919) российский историк, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1899). Труды и публикации по социально экономической, политической и культурной истории России 15 18 вв., историографии, дипломатике, археологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич — (1863 1919) историк, философ. С сер. 1990 х гг. преподавал в Петербургском ун те. С 1899 действительный член Академии наук. В 1916 в Кембридже Л. Д. было присвоено почетное звание доктора права. Л. Д. один из членов учредителей Социологического… …   Философская энциклопедия

  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич — (1863 1919), историк. Труды по социально экономической, политической и культурной истории России 15 18 вв., историографии, вспомогательным и специальным историческим дисциплинам. Создал школу отечественного источниковедения и дипломатики.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич — (1863 1919), историк, академик Петербургской АН (1899), РАН (1917). Труды и публикации по социально экономической, политической и культурной истории России XV XVIII вв., историографии, дипломатике, археологии. * * * ЛАППО ДАНИЛЕВСКИЙ Александр… …   Энциклопедический словарь

  • Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич — историк; окончил курс в симферопольской гимназии и на историко филологическом факультете спб. университета. Защитив магистерскую диссертацию, стал читать в спб. университете и археологическом институте лекции по русской истории, в качестве приват …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич — (15(27).01.1863, с. Удачное Екатеринославской губ. 7.02.1919, Петроград)    историк, социолог. Окончил историко филологический ф т Петербургского ун та (1886). Защитив магистерскую диссертацию (1890), стал преподавателем ун та. В 1902 г. он был… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Лаппо-Данилевский, Александр — Сергеевич (1863 1919) российский историк, академик РАН (1917; академик Петербургской АН с 1899). Труды и публикации по социально экономической, политической и культурной истории России 15 18 вв., историографии, дипломатике, археологии.… …   Политология. Словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»